Про общее между работой диджитал архивариуса и чайной церемонией

в местном художественном музее на первом этаже находится церемониальный чайный дом.  Он сложен из дерева, глины, текстиля и камней..У стен растет бамбук, за ним приглядывают сотрудники музея: иногда пересаживают стебли по ночам..

 
Сооружение чайного дома знаковое, гордость коллекции, поэтому про него нужно рассказывать посетителям во время будущих экскурсий. Но войти-то в него в музее нельзя! Только рассматривать. Поэтому, чтобы познакомить студентов ближе с церемонией и чайными историями, руководители учебной программы, провели выездное занятие.
 
Место действия Shofuso Japanese Tea House and Garden   —  традиционный чайный дом и японские сады в Филадельфии.
 
Прежде был собственностью коллекции MЕТ какое-то время.
 
Мы бродили среди опавших листьев, смотрели как льётся вода, присажились на маты, двигали папирусные двери, пили зелёный чай..
 
Несколько недель укладывала мысли про полученный опыт и теперь расскажу про общее между работами диджитал архивариуса и японского чайного мастера.
 
 

РУТИНА

 
Всё в чайной церемонии подчиняется порядку.
 
Сначала на стол кладут сладость. Затем хозяин разрешает угоститься ею. Ты жуешь, а мастер взбивает зигзагообразными движениями зелёную пыль в глиняной пиале в пену. Хорошо, чтобы к тому моменту, когда ты закончил жевать, её взбили.
 
Вы склоняете друг перед другом голову (можно делать это мысленно считая до трёх), хозяин передаёт тебе кружку таким образом, чтобы гостю была видна лучшая, привлекательная сторона чаши. Это может быть орнамент на поверхности глины, пятно цвета.   
 
Когда чай в твоих руках, ты проворачиваешь кружку, чтобы её «лицевая» (более привлекательная) сторона была ближе к губам. 
 
После приподнимаешь чашу немного вверх, ниже, чем если бы в руках был львенок Симба, но тоже к небу.
 
Время пить.
 
На вкус чай немного горчит, но от того, что  ты жевал сладкое угощение  до глотка, во рту появляется приятный баланс вкусов. 
 
Когда чай выпит, время рассматривать кружку. 
Уперевшись локтями в колени (во время церемонии ты сидишь на полу, сложив ноги под попу), нужно покрутить емкость в руках: отыскать метку мастера, если есть, обратить внимание на фактуру глины..
 
С практикой церемония становится отлаженным ритуалом, танцем, мелодией, которую исполняют мастер и гости..
 
Рутинный порядок действий подразумевается и в работе диджитал архивариуса.
 
Зайти в лабораторию,
удостовериться в порядке,
включить камеру,
включить ламповый свет,
подождать когда свет заполнит стол (минут пятнадцать),
рассмотреть и записать состояние документа,
взять в руки манускрипт, держать аккуратно и крепко,
положить лист под камеру,
распределить освещение, 
откаллибровать цвета,
закрепить предмет съемки,
навестись на резкость,
перепроверить действия,
нажать на спуск.
 
если сдвинул нечаянно фон, повтори действия.
 
если изменил точку фокусировки (мы работаем с трёхмерными объектами так же часто, как и с плоскими), повтори действия.
 
если во время съёмки кто-нибудь вошёл в лабораторию (а значит, изменил условия освещения), повтори действия.
 
свой порядок и для проверки полученного снимка. и для заполнения метаданных. и для передачи файла в серверную.
 
и чтобы убрать сфотографированный предмет из-под камеры тоже есть порядок.
 
коллеги спрашивают: не скучно ли мне? не социопат ли я?
 
нет, мне не скучно. 
с опытом начинаешь управляться с инструментами изящнее.
крепнешь как дирижер.
работа начинает «звучать».
 
 

ЗВУКИ

 
я сравнила отлаженную чайную церемонию и процесс создания архивных диджитал-копий с мелодиями.
 
ещё один общий факт между ними — использование звуков для разных сообщений и в качестве подсказки, оповещений.
 
можно быть опытным мастером в чайном деле, но угощая новых гостей, как ожидать «унисона»?
люди не могут и не должны угадывать чужие мысли.
 
Поэтому, когда хозяин передаёт человеку чай, он произносит слово-разрешение «дозо».
 
Гость же подаёт сигнал о том, что допил громким «сёрбаньем», причмокиванием.
 
В лаборатории тоже есть сигналы-звуки.
 
Чтобы навестись на резкость, крутят колесики (как в традиционной зеркалке), но в видоискатель смотреть не обязательно. Вместо это архивариус прислушивается к камере, та издаёт ровный гулкий звук, который становится тем выше, чем точнее твой фокус. Если звук идёт на спад, значит ты проскочил точку фокусировки..
 
Экспонирование кадра для архива длится от пятнадцати минут. Это время можно тратить на записи, создание метаданных, подготовку следующего предмета, подготовку нужной эмульсии. Приятный звонок колокольчика сообщит, когда фотография «сделана».
 
 

УКРАШЕНИЯ

 
Прикасаясь к японской культуре важно знать про ваби-саби — обширную составляющую их эстетического мировоззрения. «Ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой; «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
 
Люди входят в альков традиционного чайного дома сквозь невысокий проём, который побуждает каждого низко наклонить голову или даже опуститься на колени. Нужно снимать обувь перед входом, надевать одежду простого кроя. Это задумано, чтобы участники церемонии чувствовали себя равными. Здесь нет места для «я».   
Это «ваби».
 
Кружка, доставшаяся от бабушки, старый веничек для взбивания пены, рецепт сладости от  прадедушки, — это «саби».
 
Во время церемонии нельзя надевать крупные украшения. Это противоречит идее скромности, отвлекает от медитации и ещё гость может нечаянно разбить или повредить предмет, используемый хозяином. Поэтому экстравагантная брошь или толстое кольцо на пальце угрожает  «саби». 
 
 
Из тех же соображений (предупредить возможные повреждения артефактов) в лаборатории тоже не допускаются украшения.
 
 

Элемент личности

 
Нам рассказали: существующие школы чайной церемонии поддерживают и строго соблюдают свои ритуалы. А установленный ими порядок действий отличается крохотными и, на первый взгляд, незначительными деталями.
 
Например, в одной школе гость, получив чай от хозяина, должен будет повернуть чашу против часовой стрелки, в другой — по часовой, в третьей — против часовой и два раза.
 
Привносим собственные привычки в дело и мы.
 
Кто-то прежде, чем приступить к фотографированию устанавливает камеру повыше: с тем, чтобы опускать её по мере продвижения работы.
 
Другой каллибрует цвет не для каждого кадра, а только один раз, зато долго. Подготовка длится с час.
 
Третий фотографирует строго до обеда, потому что осветительные приборы нагреваются, температура света изменяется и нарушается цветовой тон.
 
Единогласие в одном: когда рабочий проект общий и трудится нужно вместе, каждый хочет, чтобы остальные соблюдали именно его порядок 😉.
 
 
 
#museum_guide_challenge
#истории_библиотеки